Рост и развитие щенков йоркширского терьера зависят не только от их возраста, но и от наследственных задатков, количества щенков в пометах и усло­вий содержания и кормления. Кобели, как правило, отличаются от сук-однопометниц большим ростом и большей массой тела.

В собаководстве принято различать следующие этапы разви­тия собак: эмбриональный (внутриутробный) — продолжительно­стью 58—65 дней; подсосный—от рождения до 1 —1,5 месяца; щенят — от 1 —1,5 до 6 месяцев; молодняка — от 6 до 8—10 ме­сяцев; молодых собак — от 8—10 месяцев до 2—2,5 лет.
В результате многолетних исследований высшей нервной дея­тельности собак, выделяют четыре периода в индивидуальной жизни собак от рождения до полного созревания.

1-й период: с 1 по 18—21-й день жизни щенка — период пре­имущественно безусловно-рефлекторной адаптации.

Щенки рождаются беспомощными, с закрытыми глазами и ушными проходами, не приспособленными к самостоятельной жизни. Они находятся под постоянным материнским наблюдени­ем и уходом и способны лишь немного ползать и сосать материн­ское молоко. Глаза раскрываются с 8-го дня рождения, ушные проходы — с 5-го дня. Полностью раскрываются глаза и ушные проходы к 14—15 дню жизни щенков. Однако и после этого щен­ки в первые дни способны различать лишь яркие движущиеся предметы и только постепенно становятся полностью зрячими.

В первые дни жизни щенки не способны самостоятельно опорож­няться от мочи и кала и делают это при помощи матери, которая лижет, массирует их, активизирует сокращение соответствующих мышц. Большую часть суток щенки спят.
В этот период отмечается большое ежедневное увеличение мас­сы тела, в том числе головного мозга. Из органов чувств функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибу­лярный.

С 15—18-го дня жизни щенки достаточно слышат и видят. Те­перь они способны воспринимать и дифференцировать объекты внешней среды и образовывать многочисленные условно-рефлек­торные связи. К 18—21 дню щенки способны стоять и ходить, а затем и бегать, проявлять четкую ориентировочную реакцию на внешние раздражители и образовывать оборонительные рефлексы.

2- й период: с 18—21-го по 30—35-й день — период первич­ной условно-рефлекторной адаптации. Продолжается ежедневное интенсивное увеличение массы тела, в том числе головного мозга. Появляется способность вырабатывать условные рефлексы не только на пищевые раздражители, но и оборонительное подкреп­ление. Но скорость их образования еще невелика. Необходимы многократные повторения упражнений.

Щенки отходят от матери, активно знакомятся с окружающей средой, участвуют в играх со сверстниками, обогащая свой жиз­ненный опыт.

3- й период: с 5—6-й по 8—12-ю неделю — экзальтационный, наиболее важный период для воспитательной дрессировки. Темп роста массы тела замедляется.

К этому времени щенки живут уже без матери и питаются разнообразным кормом.
Важной особенностью периода является способность быстро вырабатывать условные рефлексы. Щенки проявляют высокую ак­тивность, знакомясь с внешней средой. У них проявляется так называемый исследовательский рефлекс, который наиболее полно выражен с 1,5 до 3—-4 месяцев. Если во 2-м периоде жизни щен­ки на внешние раздражители (встреча с незнакомыми людьми, животными, предметами и др.) обычно лишь настораживаются, то теперь они подходят к ним, обнюхивают, лижут, то есть пытают­ся их исследовать.

Для правильного физического развития щенков и накопления ими жизненного опыта в этот период необходимы ежедневные прогулки со сменой маршрутов и раздражителей (людей, живо­тных, транспортных средств и др.).

4- й период: с 3—4-х до 6-7 месяцев — период формирования типологических особенностей нервной системы.

Важно! Шаблонный подход к воспитанию и обучению щенков без учета их индивидуальных особенностей будет не только малоэффектив­ным, но и нанесет вред.

Если до этого времени все щенки по поведению очень похожи друг на друга и не имеют особых различий — они охотно и активно общаются с людьми, в том числе с посторонними, любят с ними играть, легко возбуждаются, проявляя на все такие комплексные раздражители активно-оборонительную реакцию, то теперь выявляются живо­тные, проявляющие на такие раздражители пассивно-оборони­тельную реакцию.

Всем бросается в глаза, что если молодые щенки готовы встре­чаться и играть с любыми незнакомыми людьми, то среди щенков в возрасте 3—4-х месяцев выявляются животные, которые при встрече с незнакомыми людьми ведут себя очень настороженно: не подбегают, не проявляют радости, не затевают игру, а лишь наблюдают со стороны и при первом проявлении посторонними даже нерезко выраженных угрожающих действий часть щенков убегает, проявляя пассивно-оборонительную реакцию. Так же они реагируют на все другие комплексные раздражители: новые пред­меты, новую обстановку и т. д.

К 3—4 месяцам щенки уже отличаются по своему поведению друг от друга, то есть приобретают индивидуальные черты поведе­ния, которые с возрастом становятся все более выраженными и многообразными.

К концу 4-го периода у собак уже хорошо выражены индиви­дуальные черты поведения. Поэтому при общении с ними, их вос­питании с применением элементов дрессировки необходимо учи­тывать индивидуальные особенности поведения каждого щенка.

Дорогие гости сайта Yorkey.ru! Вы можете оставить нам свой комментарий, пожелания, вопросы, критику, предложения. Обязательно оставьте свой почтовый ящик или сайт для связи, чтобы мы могли оповестить Вас об ответе.