Воспитание щенка должно начинаться с первого дня его при обретения.
Для содержания, воспитания и начальной дрессировки щенка необходим следующий инвентарь: шлейка, ошейник, поводок ко роткий, поводок длинный, намордник, игрушки, апортировочные предметы, прутик, сумка для лакомства, сумка для инвентаря.

В возрасте 1—3 месяцев щенка приучают к хозяину и членам его семьи, кормлению, месту, чистке и мытью, чистоплотности, кличке, шлейке и поводку, подходу к хозяину (команде «Ко мне»), отходу от хозяина (команда «Гуляй»), прекращению неже­лательных действий (команда «Фу»), играм с хозяином и сверст­никами, раздражителям внешней среды.

У щенков этого возраста легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью и трудно выраба­тываются навыки на основе тормозных реакций. Для выработки необходимых навыков широко применяется корм (лакомство), иг­ры, прогулки.

К хозяину и членам его семьи щенок приучается в процессе постоянного общения с ними, чистки, кормления, выгуливания, прогулок и др.

Важно! Чтобы в семье все относились к щенку доб­рожелательно, ласково, обращались с ним спокойно.

Хороший контакт между щенком и хозяином выражается и том, что при появлении хозяина щенок подбегает к нему, ласкает­ся, нередко подпрыгивает и беззлобно лает, сопровождает его по квартире или по двору, стремится затеять игру. Если хозяин уходит, щенок беспокоится, ищет его, иногда скулит, ожидает его возле дверей.

К кормлению щенок приучается легко, потребность в корме и ноде является важнейшей жизненной необходимостью. Кормить и поить щенка нужно своевременно. Как перекорм, так и недокорм одинаково вредны.

К своему месту щенка приучают с первого дня появления в квартире. Это место, на котором должен иметься коврик (полови­чок), предназначено для отдыха щенка, а также для временного размещения в случаях, когда щенок мешает людям (уборка поме­щения, прием пищи и т. п.).

Каждый раз, когда щенок, насытившись или наигравшись, на­чнет укладываться где-либо на пол на отдых, возьмите его на руки, отнесите к постоянному месту отдыха и после команды «Место» положите на коврик. Затем погладьте и повторите коман­ду «Место». В первое время, как правило, щенок попытается под­няться и убежать. В таком случае, удерживая щенка на подстил­ке, повторите команду «Место», погладьте его и, как только он успокоится, поощрите восклицанием «Хорошо!» и лакомством, а затем отойдите от него. Если он уснет или будет спокойно лежать, то на этом упражнение заканчивается. Если же он вскоре покинет свое место и попытается улечься где-либо на другом месте, уп­ражнения следует повторить. В течение дня упражнение повторя­ется 3—4 раза.

По такой же методике приучайте щенка уходить на свое место в случаях, если он попрошайничает, когда люди сидят за столом, или во время уборки квартиры станет гоняться за веником, пыле­сосом и др.

Учтите, что щенка сравнительно легко приучать к выполнению команды «Место», когда он насытится или устал, и значительно труднее, когда он возбужден запахом пищи у стола или движу­щимся по полу веником или пылесосом.

К чистке и мытью щенка приучают так же, как и взрослую собаку, однако особенно осторожно, чтобы не причинить ему бо­ли. Будьте осторожны при пользовании теплой водой из шланга. При нарушении подачи воды или неисправности смесителя может внезапно политься горячая вода, и щенок может получить ожог. Даже при незначительном ожоге он долго будет бояться мыться и активно сопротивляться. Нередко один шум вытекающей из шлан­га воды будет приводить щенка в смятение.

Как приучить йоркширского терьера к туалету.

К чистоплотности (т.е. к туалету) щенка нужно приучать, как только он по­явится в квартире. Когда щенок проснется, поест или закончит с Вами игру, вы­несите его на 5—7 минут во двор для отправления естественных надобностей. Так же поступайте, если щенок начнет беспокоить­ся, и в случаях, если он сделает кучку или лужицу.
Если по какой-либо причине часто выносить щенка во двор за­труднительно, для отправления им естественных надобностей можно приспособить металлический или деревянный ящик с не­большими бортиками (тип поддона), насыпав в него сухого пес­ка. После каждого загрязнения песок заменяется.

Повзрослевшего щенка выгуливают вначале на поводке со шлейкой, а затем на поводке с ошейником. Когда щенок начнет беспокоиться, крутиться, подбегать к две­ри — это сигнал, что его необходимо выгулять. Учтите, что даже повзрослевший щенок не может долго терперть, и с выгуливанием не задерживайтесь. Постепенно щенок привыкнет своевременно проситься, а затем и терпеть до очередной прогулки.

Приучение щенка к кличке.

К кличке щенок привыкает быстро, в течение нескольких дней. К выбору клички отнеситесь с полным вниманием и серьез­ностью.

Кличка должна соответствовать полу щенка и быть короткой, простой, легко произносимой и благозвучной. Нельзя присваивать клички с использованием человеческих имен, наименований госу­дарств, национальностей, названия городов. Хорошо, если кличка вызывает к собаке симпатию, и недопустимы клички, порочащие животное. По нашему мнению, ничем не оправдано распростра нившееся в последние годы увлечение кличками иностранного происхождения, сложными, труднопроизносимыми.

Во многих клубах служебного собаководства первые буквы или чек собак устанавливаются по алфавиту, в зависимости от года их рождения. Поэтому поинтересуйтесь в клубе, какая первая буква соответствует году рождения Вашего щенка, и с учетом этого подберите кличку.

Для приучения щенка к кличке периодически в течение дня четко и достаточно громко произносите ее и, как только щенок об ратит на это внимание, немедленно поощрите его поглаживанием и лакомством, повторяя кличку. Кроме того, используйте каждое кормление. Возьмите кормушку с кормом, произнесите кличку и, когда щенок обратит на вас внимание, немедленно поставьте кормушку на место и покормите питомца. Во время кормления повторите кличку 1—2 раза.
Особенно важно выработать у щенка способность немедленно реагировать на кличку, когда он чем-либо отвлекся, например, погремушкой, костью и др. Для этого перед каждым кормлением щепка выждите время, когда он чем-либо отвлекся, произнесите кличку и, когда он обратит на вас внимание, поставьте кормушку с кормом и накормите его. Не забудьте повторить кличку во время кор­мления 1—2 раза.

По мере выработки навыка реагировать на кличку сокращайте число поощрений лакомством и прибегайте к лакомству в случае, если щенок не станет четко реагировать на свою кличку.

Подходить к хозяину по команде «Ко мне» щенка приучают после установления с ним хорошего контакта и приучения его к месту и кличке.

Этот навык имеет для владельца щенка и взрослой собаки большое значение, поэтому к его выработке отнеситесь с особым вниманием. Надо добиться, чтобы щенок, куда бы он не убежал, чем бы не увлекся, по команде «Ко мне» немедленно подбежал к Вам. Иначе во время прогулок без поводка он неизбежно будет те­ряться и на его поиск потребуется немало времени. Ведь для того, чтобы выполнить шейку Вашу команду «Ко-мне», когда он от вас скрылся и где-то в укрытии с удовольствием гложет найденную кость, ему нужно преодолеть инстинкты, что возможно лишь по­сле настойчивого обучения (дрессировки).

Для выработки четко выраженного, устойчивого навыка на ко­манду «Ко мне» от Вас потребуется терпение, настойчивость и упорство. Но если этого не делать, щенок, а впоследствии и вы­росшая из него взрослая собака принесет Вам много хлопот и не­приятностей, а порой и отчаяния.

Навык хорошо вырабатывается в том случае, если команда «Ко мне» будет восприниматься как сигнал к поощрению, сопровож­даемому приятными ощущениями (игра, восклицание «Хорошо!», лакомство).

Перед кормлением возьмите кормушку с кормом, произнесите кличку и, как только щенок обратит внимание, подайте команду «Ко мне», отнесите и поставьте кормушку на место. Когда щенок станет к Вам подбегать, повторно подайте команду «Ко мне», а когда он подбежит, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и дайте корм. После 4—5 дней таких занятий присту­пайте к отработке команды «Ко мне», готовясь к выходу со щен­ком из дома.

Если щенок во время прогулки удалится от Вас на 7—8 шагов, назовите его кличку и, увидев, что он обратил внимание, подайте команду «Ко мне». Как только щенок к Вам подбежит или подой­дет, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и ла­комством. В течение прогулки упражнение повторите 4—5 раз. Если щенок на команду не реагирует, повторите кличку и, когда он обратит внимание, более громко и в более повелительном тоне подайте команду «Ко мне», вслед за чем покажите щенку в своей руке лакомство. Но ни в коем случае не выкрикивайте ни кличку, ни команду. Если это на щенка не подействует, назвав его кличку, немного отбегите в сторону или низко присядьте. Как правило, Ваше поведение вызовет у щенка повышенный интерес, и он к Вам подбежит или подойдет. Немедленно поощрите его во­склицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Так же по­ступайте в случае, если щенок по команде «Ко мне» приближает­ся к Вам в замедленном темпе.

Постепенно усложняйте упражнения. Периодически подавайте команду «Ко мне» без предварительного произношения клички, когда щенок чем-либо увлекся и удалился или скрылся от вас, увеличивайте расстояние. Не требуйте от щенка, особенно когда он молодой, особой четкости и безотказности выполнения коман­ды. Довольствуйтесь тем, что щенок, пусть медленно и нечетко, но команду выполнит.
К отходу от хозяина по команде «Гуляй» щенка приучают после того, как он приучен выполнять команду «Ко мне».

Во время прогулки отстегните поводок, подайте команду «Гу­ляй» и небольшой пробежкой увлеките за собой щенка так, чтобы он выбежал вперед. После того, как щенок немного погуляет, под­зовите его к себе командой и поощрите поглаживанием и лакомст­вом. В дальнейшем сокращайте расстояние пробежки со щенком после команды «Гуляй», а впоследствии посылайте его вперед, ос­таваясь на месте. В течение дня упражнение повторите 4—5 раз.

По мере выработки первоначальных навыков упражнение по­степенно усложняйте. Посылайте щенка гулять все дальше от се­бя, увеличивайте время пребывания в свободном состоянии, но не злоупотребляйте упражнениями.

К прекращению нежелательных действий по команде «Фу* щенка приучают осторожно, не затормаживая его общую актив­ность, естественное стремление побегать, порезвиться и поиграть.

Чтобы отучить щенка от нежелательных поступков в возрасте 1 —3 месяцев, надо отвлечь его и переключить на другую деятель­ность. Например, если щенок, увлекшись игрой, схватит зубами тапочку или штору, нужно немедленно отвлечь его от этого, на­звав его кличку и бросив на пол любимую игрушку. Как правило, щенок оставит тапочку или штору и бросится за движущейся иг­рушкой. Можно также произнести кличку щенка, подать команду «Ко мне» и показать в руке лакомство. Как только щенок к Вам подбежит, поиграйте с ним 15—20 секунд и поощрите лакомст­вом. Не торопитесь поощрять щенка лакомством: это может быть им воспринято как поощрение за ранее произведенные нежела­тельные действия.
Прибегать к механическим воздействиям на щенка в этом воз­расте нежелательно. Если повторные попытки отвлечь щенка от нежелательных действий остаются безрезультатными, в порядке исключения можно нанести щенку по спине легкий удар прути­ком и одновременно подать запрещающую команду «Фу». Посту­пать так можно лишь со щенком, приближающимся к 2,5—3-ме- сячному возрасту.

Как играть со щенком.

К играм с хозяином щенка приучают после того, как он до­статочно привыкнет и к хозяину, и к окружающей обстановке. Для игр используются игрушки, периодически бросаемые на пол или на землю, короткие пробежки, игра в прятки и др. Игры с хозяином должны в возможно большей степени компенсировать игры с однопометниками, с которыми щенок разлучен. При этом нужно по возможности имитировать с помощью рук действия дру­гих щенков во время игры (опрокидывание щенка на спину, ку­выркание и т. п.). Играть нужно осторожно, не причиняя щенку боли, и непродолжительное время. Очень полезно периодически имитировать во время борьбы победу щенка над хозяином. Это бу­дет способствовать выработке смелости, настойчивости, инициа­тивы. Но нельзя допускать, чтобы щенок кусал руки.

Могут играть со щенком и другие члены семьи, в том числе и дети, но также осторожно и непродолжительное время. Нельзя превращать щенка в живую игрушку, что особенно часто на­блюдается, когда со щенком играют деги. В таком случае неиз­бежно сильное переутомление и ухудшение аппетита.
Основным партнером в играх со щенком должен быть его хо­зяин.
К играм со сверстниками прибегают по возможности.

Важно! Увеличивайте продолжительность игр постепенно. Следите, чтобы на участке не было режущих и колючих предметов.

К раздражителям внешней среды (прогулкам) щенка при­учают после того, как между ним и хозяином достигнут хороший контакт. Учтите, что щенки очень восприимчивы и ранимы при встрече с резкими раздражителями, и поэтому вначале оберегайте его от них. Сначала гуляйте в спокойных местах и непродолжи­тельно. Во время прогулки на поводке периодически останавли­вайтесь, предоставляйте щенку возможность знакомиться со встречаемыми предметами, обнюхивать их.

Каждый раз, когда щенок чего-либо испугается, успокойте его поглаживанием, отвлеките от «страшного» объекта в сторону, по­гуляйте и снова подведите, чтобы он убедился в отсутствии какой- либо опасности. Сильно испугавшегося щенка угостите лакомст­вом. В местах спокойных отстегивайте поводок и предоставляйте щенку возможность самостоятельно гулять под Вашим постоян­ным наблюдением.
В возрасте 3—6 месяцев щенка продолжают приучать к чис­топлотности, кличке, выполнению команд «Место», «Ко мне». «Гуляй», «Фу», играм с хозяином и сверстниками и раздражите- 1ям внешней среды (прогулки). Начинают приучать к ошейнику л поводку, наморднику, отрабатывать команду «Рядом», «Сидеть», «Лежать», «Стоять», «Покажи зубы», «Апорт», приучать к движе­нию по лестнице, преодолению невысоких препятствий, движе­нию в населенных пунктах, перевозке в транспортных средствах л выдержке.

В этом возрасте необходимые навыки вырабатываются не толь­ко с помощью корма (лакомства), но и механических воздействий нажим ладонью, легкие натяжения и рывки поводка и др.). Корм лакомство) используется преимущественно для поощрения за выполнение команд.

Приучение к чистоплотности, кличке и своему месту продолжается, в основном, по методике, указанной выше, с учетом того, что основные начальные навыки уже выработаны и требует гя лишь их усовершенствование и закрепление. При этом условия проведения упражнений усложняются и требования к щенкам по­вышаются. Однако и в этом возрасте нельзя требовать от щенком безотказного и четкого проявления навыков.

Приучая щенка к месту, не несите его на руках, как прежде, а зтводите на поводке, а затем посылайте по команде «Место* само­стоятельно (без сопровождения).
Приучение щенка к выполнению команды «Ко мне» отлича­ется тем, что допускается умеренное применение принуждения (механическое воздействие). Если щенок по команде «Ко мне* к хозяину не подходит, даже если у него в руке лакомство, то после повторной команды его осторожно подтягивают заранее пристег­нутым к ошейнику длинным поводком, а после подхода поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством.

Постепенно вводятся усложнения. Щенка подзывают командой «Ко мне» все чаще во время, когда он чем-либо увлекся или нахо­дится в укрытии, когда он находится на большом расстоянии от хозяина.

Приучение щенка к выполнению команды «Гуляй» продол­жается по методике, указанной выше, но с жестом «Гуляй». Постепенно вводятся усложнения. Например, после того, как хозяин произнес кличку щенка и тот правильно отреагировал, хо­зяин по команде «Ко мне» подзывает щенка и поощряет поглажи­ванием и лакомством, а затем по команде «Гуляй» направляет его в свободное состояние (комплексное упражнение). При этом хозя­ин остается на своем месте. Заканчивая упражнение, он подзыва­ет щенка командой «Ко мне» и поощряет его.

Приучение щенка к прекращению нежелательных действий
по команде «Фу» производится на протяжении всего возрастного периода. К 3—6-месячным щенкам более широко применяются механические воздействия (принуждение).

Каждый раз, как только щенок попытается или начнет произ­водить то или иное нежелательное действие, например, таскать и грызть обувь, тянуть зубами штору, гоняться за кошкой, подни­мать с земли пищевые отбросы и т. п., произносится с угрожаю­щей интонацией запрещающая команда «Фу», подкрепляемая ме­ханическим воздействием (умеренным рывком поводка, ударом прутика по спине).

В большинстве случаев нежелательные действия щенка Вами будут незамечены или Вы не будете готовы к их пресечению. По­этому рекомендуем для отучения от наиболее часто совершаемых щенком нежелательных действий заранее подготовиться (запа­стись поводком, прутом) и искусственно создать необходимую об­становку. Например, заранее разбросать по маршруту прогулки

Прогулки со щенком постепенно увеличиваются по времени и протяженности и усложняются. Выходят со щенком к местам, где движется автотранспорт, проходят люди, производится перегон скота и др. Приближаться непосредственно к источникам сильно­го шума не рекомендуется.

Приучение щенка садиться по команде «Сидеть» начинается с 3-месячного возраста, когда выработаны первоначальные навыки на команды «Ко мне» и «Рядом».

Подзовите щенка к себе так, чтобы он стал возле Вашей левой ноги, назовите кличку, привлеките его внимание, подайте команду «Сидеть» и вслед за этим, поднеся к его морде в правой руке ла­комство, плавно поднимите лакомство над его головой вверх и не­много назад. Чтобы удобнее было наблюдать за лакомст­вом и приблизиться к нему, щенок поднимет голову и сядет. Если он попытается подпрыгнуть, чтобы завладеть лакомством, удержи­вайте его от этого левой рукой за ошейник. При этом лишь стре­митесь предотвратить подпрыгивание щенка, но не ограничивайте свободное движение головы за лакомством и не мешайте садиться. Как только щенок сядет, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов уп­ражнение повторите 2—3 раза. Через 4—5 дней после выработки первоначальных навыков переходите к отработке команды «Си­деть» во дворе и в других местах, где нет сильных отвлекающих раздраж ителей.

Приучение щенка ложиться по команде «Лежать* произво­дится в период отработки команды «Сидеть» после того, как На последнюю команду уже выработаны первоначальные навыки.

Посадите щенка возле своей левой ноги, сделайте пол-оборота влево, назовите кличку щенка, подайте команду «Лежать» и вслед за этим, поднеся к морде щенка в правой руке лакомство, опусти­те вниз и немного вперед. Устремясь за лакомством, ще­нок нагнется и ляжет. Как только он это сделает, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. В то же время слегка нажимайте левой рукой на холку, чтобы щенок не поднимался.
После небольших перерывов упражнение повторите 2—3 раза. Через 4—5 дней переходите к отработке этого упражнения во дворе и в других местах, где нет резких отвлекающих раздражи­телей.

Приучение щенка к стойке по команде «Стоять» производит­ся в период, когда отрабатываются команды «Сидеть» и «Лежать» при условии, если на них уже выработаны первоначальные на­выки.

Посадите щенка возле своей левой ноги и станьте к нему в пол-оборота. Назовите кличку щенка, подайте команду «Стоять», вслед за этим нажмите левой рукой под живот снизу вверх и за­ставьте щенка встать. Как только он встанет, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. По­сле небольших перерывов упражнение повторите 2—3 раза. Если, вставая, щенок попытается сдвинуться со своего места, удержи­вайте его от этого правой рукой за ошейник.

Через 4—5 дней, когда к этому времени на команду «Стоять» будет выработан первоначальный навык, приступайте к отработке ее во дворе и в других местах без сильных отвлекающих раздра­жителей.

После того, как на команды «Сидеть», «Лежать», «Стоять» бу­дут выработаны соответствующие навыки и они закрепятся, мож­но перейти к комплексным упражнениям с подачей этих команд поочередно.

Когда на указанные команды навыки достаточно закрепятся, лакомство и механические воздействия применяйте все реже, лишь для того, чтобы навыки не угасали.

Приучение щенка к осмотру зубов по команде «Покажи зу­бы» начинается с 3-месячного возраста с таким расчетом, чтобы к комиссионному осмотру на выводке молодняка он был к этому до­статочно подготовлен.

Посадите щенка возле своей левой ноги, положите правую ла­донь на морду щенка снизу, а левую сверху, полайте команду «Покажи зубы» и вертикально раздвиньте губы щенка большими пальцами. При этом не позволяйте щенку раскрывать рот (особенности смыкания зубов таковы, что при разомкнутых челю­стях нельзя определить прикус). Через небольшой промежуток времени освободите щенка и поощрите восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Через 4—5 минут упражнение по­вторите. При выполнении упражнений старайтесь не причинять щенку даже малейшей боли.

По мере выработки навыков поощрения лакомством после вы­полнения команды «Покажи зубы» производите все реже, ограни­чиваясь восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием.

Приучение щенка к апортировке по команде «Апорт» (захва­тыванию в пасть и подноске апортировочных предметов) начина­ется с 3-месячного возраста. Делать это можно раньше, так как большинство щенков охотно устремляется за бросаемыми игруш­ками и деревянными палочками. Но выработка навыков подноски к хозяину апортировочных предметов и отдача их ему для щен­ков, не достигших 3—4-месячного возраста, еще затруднительна. В начале занятий используйте игрушки.
Подзовите к себе щенка так, чтобы он стоял возле Вашей левой ноги, помашите перед его глазами игрушкой и, подав команду «Апорт» и бросив игрушку на 3—4 шага, быстро продвиньтесь к ней, увлекая за собой щенка. Как только щенок схватит игрушку, подайте команду «Ко мне» и немного отбегите назад. Услышав знакомую команду и увидев, что Вы отбегаете, щенок в большин­стве случаев устремится к Вам. У подбежавшего щенка возьмите правой рукой игрушку, подайте команду «Дай», покажите в левой руке лакомство и, как только щенок отдаст игрушку, поощрите его восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Через 4—5 минут уп­ражнение повторите.

В случае, если щенок после команды «Апорт» и броска игруш­ки за ней не побежит, привяжите к ней тонкую веревку и потяни­те ее по земле, как бы оживляя игрушку Как правило, щенок подбежит к игрушке и схватит ее. Когда он устремится за игруш­кой, подайте команду «Апорт» и выполняйте упражнение, как сказано выше. Если, схватив игрушку, щенок по команде "Ко мне" к Вам не побежит, то повторите команду более строгим то­ном и движением в сторону на 2—3 шага привлеките его к себе.

По мере выработки первоначальных навыков на команду «Апорт» упражнения усложняются. Апортировочный предмет бро­сается дальше. Сокращается пробежка вместе с щенком в сторону брошенного предмета, а затем она полностью прекращается (Вы остаетесь на месте). Предмет бросается в траву, чтобы щенок его не видел и был вынужден искать его по запаху.
Когда навыки достаточно закрепятся, поощрение щенка лаком­ством за выполненную команду производите все реже.

Дорогие гости сайта Yorkey.ru! Вы можете оставить нам свой комментарий, пожелания, вопросы, критику, предложения. Обязательно оставьте свой почтовый ящик или сайт для связи, чтобы мы могли оповестить Вас об ответе.