йоркширский терьер воспитание и уходВ отношениях со щенками необходимо всегда учитывать осо­бенности их физического развития и поведения. Организм щенков еще не полностью сформировался и недостаточно окреп, жизнен­ный опыт весьма мал. Поэтому на прогулках и во время воспита­тельной дрессировки они быстро устают и резко реагируют на все сильные внешние раздражители (встреча с посторонними людь­ми, транспортными средствами и др.). Физические возможности и особенности поведения щенка зависят прежде всего от его воз­раста.

С первого дня встречи со щенком необходимо установить с ним и поддерживать правильные взаимоотношения, добиваясь послушания, преданности, а в дальнейшем и любви. Это достига­ется спокойным обращением, своевременным кормлением, регу­лярной чисткой, прогулками, занятиями (игры, воспитательные упражнения и др.).

Постарайтесь, чтобы любые неприятности в Вашей жизни, в том числе и тяжелые для Вас, не отражались на Вашем обраще­нии со щенком, не становились причиной раздражительности, не­справедливости и, тем более, грубости по отношению к малышу йорку.

Вместе с тем нельзя оставлять без соответствующего воспита­тельного воздействия на щенка любое проявление им недисципли­нированности, неблаговидных поступков. Однако не следует забы­вать, что свои действия нужно соотносить с возрастом щенка и осуществлять их надо одновременно с тем, как щенок совершает, или сразу после того, как он совершил нежелательный поступок. В этом случае щенок в состоянии понять, что от него требуется, за что Вы на него воздействуете своим поведением. И, наоборот, если Ваше воздействие, в том числе и наказание, последует не не­медленно, а с небольшим запозданием, он не поймет, что от него требуют, за что его наказывают.

Глубоко не правы те собаководы, которые недооценивают или, больше того, игнорируют значение воспитания, полагая, что то, что упущено в щенячьем возрасте, можно компенсировать, навер­стать, когда щенок вырастет и поступит в дрессировку. Такое, по существу негативное отношение к воспитательной дрессировке они пытаются обосновать тем, что иначе у щенков будут заторма­живаться проявления естественных поведенческих актов.

Многолетней практикой доказано, что если правильным воспи­танием щенка не заниматься, то у него неизбежно будут выраба­тываться вредные навыки, привычки, многие из которых станут навязчивыми, трудноисправимыми, а то и вовсе неисправимыми. Так, например, некоторые щенки и выросшие из них взрослые собаки при малейшем возбуждении начинают лаять и делают это продолжительное время, несмотря на запрещающие команды и другие действия хозяев. Так же себя ведут многие собаки в слу­чае, если владельцы, привязав их, уходят в магазин, мастерскую и др. Довольно распространенной привычкой собак является на­вязчивое стремление играть с поводком, грызть его или прыгать на хозяина, опираясь на него передними лапами.

Если на это поведение щенка не обращать внимания и не реа­гировать должным образом, то такие привычки закрепляются и приобретают характер порока поведения, от которого страдают не только хозяин и члены семьи, но и посторонние люди.

Следует учитывать, что в щенячьем возрасте собаки очень вос­приимчивы к воспитанию у них тех или иных привычек, упус­кать это благоприятное время неразумно. Так, например, подавля­ющее большинство щенков с первых же дней занятий с ними с большой охотой бегают за бросаемыми палочками, мячами и дру­гими игрушками, хватают их, а затем тянут к себе из рук хозяи­на. Все эти простейшие начальные навыки понадобятся в период курса общей дрессировки. Если этим не заниматься, то у многих взрослых собак почти полностью будет отсутствовать стремление к апортировке предметов. То, что легко можно было бы вырабо­тать у щенка, у взрослых собак, не прошедших соответствующей подготовки, выработать очень трудно, а порой вовсе невозможно.

Особенно трудно отучить взрослых собак, если это не делалось в щенячьем возрасте, не поднимать с земли, не грызть и не загла­тывать кости и другие пищевые отбросы. Это объясняется тем, что в основе таких поступков лежит заложенный в собаках за пред­шествующую длительную историю их диких предков инстинкт поиска корма, заготовки его в прок. Так, если даже собака сыта, она с удовольствием схватит и погрызет выброшенную кем-то кость и даже попытается зарыть ее в землю. Такая собака не мо­жет «понять», почему в щенячьем возрасте попытки хватать с земли и грызть кости и другие пищевые отбросы сходили ей с рук, а теперь хозяин запрещает воспользоваться найденной добы­чей. Естественно, она будет сопротивляться, а то и пустит в ход зубы.

Необходимо учитывать, что щенок по своему развитию и пове­дению резко отличается от взрослой собаки. К тому же щенки существенно отличаются друг от друга в зависимости от их воз­раста. Поэтому воспитание и начальная дрессировка каждого щенка должны осуществляться строго индивидуально, особенно с 3—4-месячного возраста, когда у них начинают заметно вырисо­вываться индивидуальные особенности поведения. Так, например, до 3-месячного возраста щенков выводят на прогулку на поводке со шлейкой — дергание поводком с ошейником молодые щенки переносят очень болезненно.

Все воздействия на щенков, особенно до 3—4-месячного возра­ста, должны быть щадящими. Механические воздействия на щен­ков (нажимы ладонью на участки тела, воздействие поводком и др.) должны применяться редко, когда без них обойтись нельзя и, кроме того, осторожно. Так, например, если щенок совершает не­желательное действие (побежит за птицей и т. п.), нужно отвлечь его, переключив на другое занятие, например, игру. Чаще приме­нять для выработки нужных навыков не механические воздейст­вия, а лакомство, игры, подражание действиям обученных собак. Например, если щенок попытается вцепиться зубами в штору, нужно его немедленно отвлечь игрой и лишь в том случае, если Ваши неоднократные попытки не достигнут цели, прибегнуть к легкому удару прутиком по спине с одновременной подачей за­прещающей команды «Фу».

Вместе с тем нельзя оставлять без соответствующего воздейст­вия на щенка любое проявление им недисциплинированности.

Особенно когда у щенка на те или иные команды уже выработан первоначальный условный рефлекс. В противном случае щенок быстро усвоит, что ему все дозволено.

При воспитательной дрессировке щенков должен соблюдаться принцип «От простого — к сложному». Так, например, приучать щенка садиться по команде «Сидеть» на первых порах следует в облегченных условиях (в местах без отвлекающих раздражите­лей). В дальнейшем, по мере усвоения приема и выработки навы­ка упражнения можно усложнять: заниматься при отвлекающих раздражителях.

С 3—4-месячного возраста в качестве безусловных раздражи­телей при выработке тех или иных условных рефлексов чаще прибегайте к умеренным механическим воздействиям на щенка (нажим ладонью на участки тела, легкие натяжения и рывки по­водком и др.), а после выполнения команд немедленно произно­сить поощряющее восклицание «Хорошо!», давать лакомство.

Постепенно увеличивайте продолжительность упражнений и повышайте требования к щенку, но ни в коем случае не пытай­тесь добиваться от него безотказных четких и быстрых действий.

Не злоупотребляйте занятиями со щенком, помните о его воз­расте. При переутомлении щенок теряет способность вырабаты­вать нужные условные рефлексы, а чрезмерная нагрузка может вызвать болезнь (срыв высшей нервной деятельности). Заметив признаки усталости у щенка, прекратите занятия и перенесите их на следующий день. При сильном общем переутомлении сделайте перерыв на 2—3 дня и более.

Для предупреждения переутомления и повышения эффектив­ности упражнений прибегайте к регулярным, не менее чем 5—7 минутным перерывам, во время которых предоставьте щенку возможность побегать, порезвиться. Старайтесь поддерживать за­интересованность щенка в выполнении упражнений, прибегая к играм, а также поощрениям (восклицание «Хорошо!», лакомство).

Команды подавайте четко, умеренно громко, в повелительном тоне. Повторять команды в случае невыполнения предыдущих нужно громче и более строгим тоном, но ни в коем случае их нельзя выкрикивать. Запрещающая команда «Фу» всегда подается громче и строже, чем остальные. Слово «хорошо», используемое для поощрения щенка, произносите четко, негромко, ласковым тоном, периодически давая лакомство. Нельзя подавать команды нечетко, слишком тихо — на них щенок может не среагировать. Если щенок отвлекся (принюхивается, за чем-либо наблюдает), необходимо привлечь его внимание, для чего перед подачей ко­манды произнести его кличку или подать команду несколько громче, чем обычно.

Дорогие гости сайта Yorkey.ru! Вы можете оставить нам свой комментарий, пожелания, вопросы, критику, предложения. Обязательно оставьте свой почтовый ящик или сайт для связи, чтобы мы могли оповестить Вас об ответе.